Медицина постоянно совершенствуется и развивается. Трудно поверить, но когда-то один-единственный врач был на все про все – и кровь пустить, и банки поставить, и вывих вправить. Впрочем, уже в Древнем Риме врачи стали более специализированными – появились хирурги, урологи, стоматологи, офтальмологи… Возможно, что именно сейчас, буквально на наших глазах от дерева ортопедии и травматологии отпочковывается новое направление – хирургия стопы и голеностопного сустава.
Это настолько обширная и важная сфера деятельности (как сейчас любят говорить – «космос»), что для нее, возможно, потребуется новая специализация.
Все шло хорошо, но непонятно куда
…Одно из отделений больницы имени С. С. Юдина находится в развилке Каширского шоссе и Коломенского проезда. Уже на проходной становится ясно, что тут за центр притяжения. Люди на инвалидных колясках, с перебинтованными и загипсованными ногами, на костылях. Все они стекаются в 12-й корпус, на третий этаж – Центр хирургии стопы и голеностопного сустава.
– Основателем нашего движения стал Виктор Геннадиевич Процко, – рассказывает заведующий 4-м травматолого-ортопедическим отделением Саргон Тамоев. – Он еще в 2003 году защищал диссертацию по хирургии стопы на базе Российского университета дружбы народов. И в рамках защиты своей диссертации стал развивать хирургические методы, а также реабилитационные — стельки и обувь после операции. Полностью погрузился в эту тему.
Направление травмотологии-ортопедии делится на две составляющие. Одни специалисты занимаются в основном травмами, другие – ее последствиями либо врожденными нарушениями или болезнями. В рамках этого направления – ортопедии – тоже есть подразделения: например, спортивная медицина, связки или застарелые травмы.
А вот ортопедия стопы в нашей стране стала развиваться в последнюю очередь. Она всегда была просто частью общей ортопедии, маленькой веточкой на дереве. Кстати, аналогия с деревом не случайна: символ ортопедии – дерево Андри, искривленный ствол, привязанный к опоре. Названо так по имени врача Николя Андри, который впервые ввел этот термин.
– В истории нашего центра Виктор Геннадиевич сыграл роль отца-основателя и вдохновителя, – считает Саргон Тамоев. – Я познакомился с ним, когда был в ординатуре. Еще одним основателем стал Андрей Чернышёв. В 2014 году мы основали Российскую ассоциацию хирургов стопы и голеностопного сустава, в следующем году провели первый конгресс. Все шло хорошо, только непонятно куда… хотелось развиваться. И прежде всего хотелось получить свой уголок.
Уголок нашелся. В 2017 году команда Виктора Процко открыла Центр хирургии стопы ГКБ им С. С. Юдина. В 2021-м в рамках центра было открыто стационарное отделение хирургии стопы и голеностопного сустава. Еще через два года отделение получило в свое распоряжение еще пол-этажа – здесь расположился стационар хирургии диабетической стопы.
Наша мобильная опора
Задумывались ли вы, какую роль в нашей жизни играют стопы? Большую часть своей жизни мы проводим на ногах, и от того, насколько они быстры, легки, устойчивы, зависит многое. Прямохождение человека требует идеальной амортизации, начинается она именно снизу, с арочного моста стопы, который постоянно «играет», выдерживая наш вес. А вес между тем с годами делается все больше, связки все жестче, да и обувь мы далеко не всегда выбираем удобную, и босиком мало ходим, и твердый асфальт – не самое хорошее покрытие.
Проблемы со стопами начинаются с раннего детства, когда малыш становится на ноги и учится ходить, – косолапость, плоскостопие, вальгус, варус, искривленные ноги. Во взрослом состоянии тоже проблем хватает. У женщин это косточка, беда, из-за которой и обувь красивую не наденешь, и далекую пешую прогулку не совершишь, и спортом трудно заниматься. И больно, и некрасиво.
А еще беда – диабетическая стопа. Диабет сейчас – весьма распространенное заболевание, которое к тому же стремительно молодеет. Между тем у больных нарушается кровообращение в нижних конечностях, возникают неврологические проблемы. Начинается все с язв, затем некрозы, рассасывание костей и, как итог, – ампутация…
По примеру футбольного клуба
Сейчас в Центре хирургии стопы и голеностопного сустава работают 9 хирургов. Причем каждый по-своему уникален.
– Команду мы собирали по принципу футбольного клуба «Реал-Мадрид», в котором играют только звезды, – рассказывает Саргон Тамоев. – Направление у нас общее – хирургия стопы и голеностопа, но каждый при этом разрабатывает свое уникальное направление.
Например, «расцвет» диабетической стопы начался с того, что в команду пришел Станислав Оснач. Он занимался этой проблемой факультативно, основная работа у него была другая. А тут ему предложили продвигать исключительно это направление. Для больных предложили новую логистику: от эндокринолога к ортопеду, который уже привлекает по мере надобности микрохирурга, сосудистого хирурга, гнойного хирурга.
И если раньше для больных диабетом с развитым синдромом диабетической стопы ампутация была практически стопроцентным выходом из положения, то сейчас пациентам центра удается ее избежать. Мало того: результат, как правило, сохраняется в течение длительного отрезка времени.
А женская косточка? Ее раньше лечили довольно варварскими методами: гипс и на костыли. И нередко женщина после операции ходила еще хуже, чем до нее. Сейчас же для исправления этого дефекта возможно применение 400 различных операций — в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Упомянем еще Алексея Мазалова – действующего президента Российского общества хирургии стопы и голеностопного сустава. И Всеволода Каленского – он занимается свежими переломами и травмами.
Слово пациента
Семь лет тому назад мне был поставлен диагноз: плоско-вальгусная деформация стоп, – рассказывает Елена. – Это заболевание, сопровождающееся острой болью, отеками, невозможностью нормально передвигаться, резко снижало качество моей жизни. Болезнь прогрессировала, и будущее было абсолютно безрадостным.
Все изменила моя встреча с замечательным хирургом Виктором Геннадиевичем Процко. После проведенных им операций на стопах я получила шанс на лучшую жизнь. Боль и отеки ушли в прошлое. Сейчас я нормально передвигаюсь, занимаюсь спортом и очень часто вспоминаю моего доктора добрым словом.
С веком наравне
Про проблемы со стопами и способы их устранения можно рассказывать долго, но это – тема для специализированного медицинского журнала. Между прочим, все девять хирургов центра параллельно занимаются еще и научной работой. По пять патентов в год, десятки научных статей!
Еще в 2017 году были внедрены инновационные методы. Обувь Барука для разгрузки пальцев ног в период после операции, специальные стельки. В стопе великое множество больших и маленьких костей – что ж, их печатают на 3D-принтере. Таким образом, например, была вылечена женщина с разрушенными таранными костями. Эта косточка находится в самом низу голени, внутри сустава и при ходьбе принимает на себя удар костей как сверху, так и снизу, со стороны плюсны. Уникальную операцию сделал Владимир Скребцов. Его коллега, Василий Кузнецов, – единственный в России, кто занимается сложным протезированием голеностопного сустава.
В одном из помещений центра находится не совсем обычное для больницы оборудование – студийные лампы с рассеивателями света, белый экран. И дорожка. Потому что голеностоп – это не статика, но динамика, и, чтобы его правильно собрать, надо сначала выяснить, как человек ходит. А ходим мы все по-разному.
И вот статистика: если в 2017 году команда Виктора Процко сделала около 700 операций, то в 2023-м – уже 3560. А в этом, 2024 году запланировано 4200 операций. Причем многие пациенты приезжают из регионов, со всей страны.
Потому что – вот сюрприз! – команде удалось добиться того, что многие операции выполняются в рамках полиса ОМС.
– На Западе хирургия стопы – это в основном платная тема, наряду с косметикой, – говорит Саргон Тамоев. – Но мы посчитали экономическую целесообразность и можем многие процессы делать в рамках страховой медицины.
Поэтому сейчас сюда за результатом приезжают люди из всех регионов страны.
Ну а результат, как и при любой операции, будет зависеть от трех составляющих. Умения и опыта хирурга, дисциплинированности пациента (сказано носить обувь Барука шесть недель – носи!) и форс-мажорных факторов, которые, конечно, бывают.
В будущем, планирует Саргон Тамоев, центр выйдет на международный уровень и будет экспортировать медицинские услуги в другие страны. А на многочисленных разработках будут обучаться новые звезды хирургии стопы и голеностопного сустава.
Дерево Андрэ, символ ортопедии, дало новый побег. И на этом побеге уже несколько сильных ветвей, приносящих свои плоды.
Источник: mospravda.ru